«Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі  Зелёный бор ауылының мектеп-гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия села Зеленый бор отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»

Біз инстаграмдамыз

Схема проезда

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

История Казахстана: литературная хроника

06.11.2017

«Нам необходимо вглядеться в прошлое,

чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»

Н.А. Назарбаев

Казахстан – земля древней цивилизации Центрального Евроазиатского региона, с удивительной  и неповторимой  историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли, и вновь восставали  из пепла  могущественные империи и государства. Взаимообогощались и  преображались культуры  и религии, проходили важные торговые пути, связывающие Восток и Запад.

         История определяет меру испытаний  народам, но история даёт им и шанс на выживание.

Историю народа и государства, в котором ты живёшь необходимо знать. Я хочу, предложить вам обзор художественной литературы по истории нашего государства.

  Джандарбеков, Булат Курманбекович

Томирис: Роман. – Алматы: Санат, 2001. – 352 с. – (История Казахстан: литературная хроника. Век VI до н. э.)

«Мильоны  - вас,

Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами !

Да, скифы – мы. Да , азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами !»

Именно эти строки Александра Блока приходят на ум, когда берёшь  в руки книгу Булата  Джандарбекова  «Томирис». Роман «Томирис» — первая книга исторической дилогии «Саки», включающий в себя романы «Томирис» и «Подвиг Ширака».       

Остросюжетный роман рассказывает о событиях VI века  до н.э., когда на исторической арене появился один из первых завоевателей – Кир, царь Персии, имя которого ещё при  жизни было окутано туманом  легенд. Незаурядный политический деятель и великий полководец, он был одержим целью – завладеть миром. Свободолюбивые племена под предводительством царицы Томирис сумели дать сокрушительный  отпор иноземным

захватчикам.

Томирис – имя, которое наверняка известно человеку, даже не увлекающемуся историей. Не так много женщин – воительниц существовало на этой земле, чтобы не знать их имена. А Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом – обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. Как все было вы узнаете если прочтете эту книгу.  «Освещающая дорогу» - так описывали Томирис её современники.

  Алимжанов, Ануар Турлубекович

Возвращение учителя или повесть о скитаниях Абу Насра Мухаммеда Ибн-Мухаммеда Ибн-Тархана Ибн-Узлаг Аль-Фараби Ат-Турки: Роман. – Алматы: Санат, 1998. – 192 с. – (История Казахстана: литературная хроника. Век X)

«Живя под казахстанским ярким солнцем ,

Неся все принципы добра и чистоты,

Что мы передадим своим потомкам,

Мы благодарны Вам: ведь наш Учитель – Вы!»

Роман известного казахского писателя Ануара Алимжанова  «Возвращение учителя»  описывает  эпоху средневековья. Место действия – города Средней Азии и Ближнего Востока. Здесь создавал свои трактаты и утопии главный герой Наср Аль Фараби, прозванный за глубокий ум и обширные знания Вторым учителем.

         Гениальный учитель древности, он, как никто другой, сочетал в себе дар поэта и естествоиспытателя, математика, медика, философа и музыканта, он  первым распределил науку по категориям и дал основы современной музыкальной теории. Он любил музыку и создал свой первый (не единственный) музыкальный инструмент домбру, услаждавшую слух многих поколений.

         Пополняя и совершенствуя свои знания не только как философ, но и как географ, обошёл с посохом в руках Тараз и Дженд, Самарканд и Бухару, Хиву и Герат, Мевр и Кабул и другие города Азии.

         Он умирал нищим этот старец. Котомка его была  пуста. Ему было 80 лет. Молва гласит, что  великий Мухаммед из города Отрара любил повторять слова о том,  что цель жизни – в познании тайн щедрой и мудрой природы и что представления о жизни бывают совершенными лишь благодаря тем представлениям, которые предшествуют им. Критик Н. Ровенский находит точное сравнение: «Перед нами не отъединенный от жизни жрец науки, не безразличный странник, взираю­щий на мир с высоты холодных категорий перипатетической логики. Он глубоко укоренен в своем жестоком времени, он героически ищет истину, потому что видит вопиющую несправедливость до­рогого ему бытия. Судьба обрушила на него весь запас радостей и испытаний, полагавшихся интел­лигенту того времени. Он знал милости, но чаще жестокости владык, он любил дочь наместника ха­лифа и беседовал с выдающимися учеными и поэтами, он скрывался от преследований в каменистой степи, в черной низкой палатке бедуина и бросался со словами примирения в самое пекло схваток религиозных фанатиков, он создал книгу о Добродетельном городе и мечтал о справедливости вместе с «Братьями чистоты» и карматами. Он прошел через многие трагические события, был свидетелем ослепления его друга, великого поэта Рудаки, но не потерял высокого человеческого достоинства и мог сурово осадить надменного и полновластного султана».

Поиски истины для героя А. Алимжанова сопровождаются глубокими страданиями и душевными кризисами. Он пытается ответить на самый главный для себя вопрос: «Как жить в этом зыбком и жестоком мире?». Поэтому Фараби у А. Алимжанова — «ищущий, страдающий, протестующий, живой, не лик, а личность, подвижник, провозгласивший торжество разума и мысли в эпоху, когда люди жили «без понятья о праве, о боге, как в тюремной ночи без свечи».

Есенберлин, Ильяс

         Золотая орда: Роман/ Авт. пер. с каз. В. Мироглова. – Алматы: Санат, 2001. – 704 с. – (История Казахстана: литературная хроника. Век XIII – XV)

«Жили здесь, здесь прошли, словно дым,

Семь народов, один за одним.

На жесткой, неведомой земле

Сколь  народов исчезло во мгле»

                                                    Мурат

Эти стихи лучше всего  подходят к историческому роману известного  казахского писателя Ильяса Есенберлина  «Золотая Орда». В этой книге художественно осмысливается возникновение и падение Золотой Орды, основавшейся в результате татаро-монгольских завоеваний в 40-х годах тринадцатого столетия.

         «…Необъятный  простор открывался с вершины. На  западе катил свои волны могучий Итиль, а за ним синими жилами пересекали землю Дон и Днепр, а  ещё дальше был Крым с голубым ласковым морем. Степи у подножья седого Кавказа и богатый Хорезм, весь в цветущих  весенних садах. Всё это когда-то принадлежало Золотой Орде, задуманной монголом Бату в центре бескрайней степи Дешт-и-Кипчак здесь, у подножья Улутау».

Трилогия «Золотая Орда» рассказывает о периоде весьма далеких лет, и тем не менее, имеющих исключительно важное значение для развития этногенеза казахского народа и становления его будущей государственности. Среди ее персонажей такие исторические линости, как Бату-хан, Берке, Узбек, Тимур, Мамай, Тохтамыш, Едиге. Бату-хан, сын знаменитого хана Джучи и внук Чингизхана, основал Золотую Орду со столицей Сарай на реке Волге. Сложные отношения Золотой Орды и средневековой Руси – основная тема романа. Перед смертью в разговоре со своим сыном Улакши, хан Бату так говорит о русских: «А теперь опять об орусутах. Если им удасться объединиться, если они встанут в один ряд, тогда увидишь, что они могут! Сейчас их сила разобщена, но страха уже нет... Не верь, что завоевав страну, ты победишь ее народ. Будь зорким. Покоренные земли кипят, как вода в казане...».

По подсчетам историков, в течении двадцати лет на троне Золотой Орды сменилось четырнадцать ханов. Ни один из них не уступил добровольно власти другому, и все они погибли. Жестокие внутренние противоречия постепенно привели Золотую Орду к распаду. Уже не было прежнего

единства, былой мощи. Гибель государства, основанного на угнетении других народов, была неизбежна.

Здесь показаны все человеческие страсти: безжалостная и жестокая борьба  за престол, любовь и предательство. Показано, как, терялись судьбы человеческие в общем и вечном потоке истории. Но на земле всё имеет своё начало и конец. Так  и великая когда-то Золотая Орда «…увиделась старым, огромным воином, стоящим на коленях и не имеющим сил подняться. Обнищавший, уставший от междоусобиц народ, разрушенные  города, заросшие полынью караванные тропы когда-то Великого Шёлкового пути… Вот всё, что осталось от прежнего блеска и славы … Разве можно с этим подняться, разве найдется такой человек, которому это под силу? Орда была сильна, пока могла брать, а когда ей это стало недоступно, кончилось и могущество. Другие народы научились защищаться. В развалинах лежат ордынские города, и ремесленники покинули их, став вновь кочевниками и забыв то, что умели …».

Есенберлин, Ильяс

         Кочевники: Историческая трилогия/ Пер. с каз. М. Симашко. – Алма-Ата: Жазушы, 1989. – 672 с., ил.

О степь!

Твое минувшее – со мною,

Твое грядущее – со мной!

                                          С.Асанов

Трилогия «Кочевники» посвящена пяти векам истории Казахского ханства (XV—XIX века).  Трилогия И. Есенберлина состоит из следующих частей:

  • «Заговорённый меч» (XV - XVI века), описывает времена формирования Казахского ханства.
  • «Отчаяние» (ХVІ - ХVІІІ века), описывает борьбу казахского народа с захватчиками из других стран, а также перипетии перехода казахов в подданство Российской империи. В романе подробно описываются героические подвиги Абылай-хана на пути к созданию независимого Казахского ханства, и  в частности, победа казахского народа над джунгарскими захватчиками под руководством Абылая.
  • «Хан Кене» (ХVІІІ - XIX века). В центре повествования судьба последнего хана Казахского ханства, предводителя национально-освободительного движения Кенесары Касымова.

Сам писатель вспоминал: «Задумал трилогию «Кочевники» я еще в 1945 году. В 1960-м приступил к работе над тремя романами. Причина такой затяжной подготовки проста: исторический материал требует усидчивости и предельной пунктуальности автора».

Первая часть трилогии посвящена образованию Казахского ханства. Ханы Керей и Джанибек объединяли казахов в единое государство. Он были мудрыми и сильными людьми. Их идея объединения казахов в единое государство была священна. Но степной вольный народ было трудно объединить. Дух соперничества, возможность откочевать делали этот процесс сложным. Джанибеку приходилось сжигать непокорные аулы, казнить старшин. Их большое и нужное дело продолжил хан Касым. Казахское ханство было мощным государственным образованием, оно просуществовало до начала XVIII века, терзаемое шайбанидами и тимуридами. Феодальная междоусобица, борьба за власть в степи привели его к распаду на части в пределах трех жузов. Этого только и ожидал враг. Издавна слышали казахи страшный ветер, который дул из-за восточных гор. Величественный Тянь-Шань отделял сплошной стеной казахов от Цинской империи. Но возле озера Алаколь между гор находился "коридор" шириной в 3-4 километра - Джунгарские ворота. Оттуда и шла опасность. Во второй книге трилогии, показана длительная, изнурительная борьба казахского народа с многочисленными иноземными завоевателями за свою независимость, сохранение государственных границ, история взаимоотношений с Россией. Образ Аблай – хана в трилогии представлен как объединителя казахских родов и племен в борьбе казахского народа с джунгарским нашествием. Аблай-хан был мудрым, сильным, гибким человеком, искусным дипломатом. Но как истинного чингизида его отличала и жестокость. "У торе волчий характер. Законы зверей, перенесенные на человека, - великое божье творение!" Абылай пользовался огромной славой во всей казахской степи и за ее пределами. Очень ярко представлен писателем образ народного любимца Бухара-жырау. Из легенд и сказаний, рассказанных знаменитым певцом степи того времени Бухаром – жырау, мы узнаем о жизни и деяниях казахского хана Тауекеля. Он стремился сохранить и оградить молодое государство, созданное его дедом, от бесчисленных нападок и завоеваний. Сохранить его единство. Есенберлин пишет о присоединении к России, что это был исторически необходимый процесс, отмечает его положительные моменты "... казахскому народу и народам Средней Азии этот приход России при всех ужасах и несправедливостях колониальной экспансии помог выжить и остаться в истории".

Третья часть трилогии – о человеке, вознамерившемся отделить Казахстан от России, стать единоличным правителем степи. Кенесары Касымов сумел сплотить вокруг себя многих прославленных родовых батыров и родственников – торе. Они были ему преданы. А за каждым батыром или торе также беззаветно шел большой аул или целый род. Связанные по рукам и ногам неписаными законами родового строя казахи попросту не знали других отношений. С каждым годом более кровавыми стaновились нападения Кенесары. Борьба К. Касымова за власть совпала с вековой борьбой народа за независимость. Около десяти лет шла эта война. В 1841 году Кенесары провозгласили ханом всех казахов. "Получив освященную древними традициями власть, oн будет применять ее как заблагорассудится и с присущей ему жестокостью. То есть наступает период обычного деспотизма, к чему неминуемо приходят все такие движения. Задуманное в начале как способ защиты от иноземных захватчиков, оно быстро перерождается и проявляет свою феодальную сущность", - пишет И. Есенберлин. Кенесары Касымов - героическая и в то же время трагическая, противоречивая личность. Она обречена погибнуть, так как пытается противостоять историческому ходу событий. Ильяс Есенберлин был убежден, что народ обязательно должен знать своих героев, и всегда восхищался Кенесары Касымовым, его непримиримостью и несогласием жить под чьим-либо господством, его сложным и противоречивым характером. «Хан Кене» знакомит нас с личностью Кенесары Касымова, человека храброго и честолюбивого, умного и жестокого.

  Сергеев, Александр Николаевич

         Петербургский посол: Исторический роман. – 2-е изд. – Алматы: Санат, 2001. – 272 с. – (История Казахстана: литературная хроника. Век XVIII)

 

Кекильбаев, Абиш

         Плеяды – созвездие надежды: Роман/ Пер. с каз. В. Панкиной. – Алма-Ата: Жалын, 1987. – 480 с.

«История далёких, грозных лет:

Горят аулы – им пощады нет.

Захватчик лютый кровь людскую пьёт.

Великих бедствий время настаёт.

Трубят батыры перед битвой сбор –

Врагам дают решительный отпор!»

Испокон веков Казахстан был независимым государством. Ни монголо-татарам, ни джунгарам, ни одному из государств, когда-либо существовавших на земле, не удалось полностью покорить, подчинить себе гордый казахский народ. Единственный случай, когда Казахстан вошёл в состав другого государства (на добровольных началах), - это когда он присоединился к Российской империи.

«У русских и казахов общий путь –

Путь дружбы – и с него нельзя свернуть !

Народы вместе сквозь века прошли,

В пути друзей надёжных обрели»

         Хочу представить вам книгу  казахстанского писателя Александра Сергеева «Петербургский посол». Сюжетом  романа послужил эпизод из истории  отношений Казахстана с Россией. В центре произведения – миссия Тевкелева – посла Российского правительства в казахскую степь, в ставку хана Младшего жуза – Абулхаира.

         Писатель  художественными средствами воссоздаёт картины политической и экономической жизни казахского народа, на живых примерах  раскрывает пагубность ожесточенной межродовой розни в казахской степи. Показаны патриотические устремления простых людей, благородства их души, безграничная любовь к Родине и готовность к самопожертвованию.

         По этой же теме предлагаю  вам прочитать книгу Абиша Кекильбаева «Плеяды – созвездие надежды».

  Алимжанов, Ануар Турлубекович

         Избранные произведения: В 2-х т. – Алма-Ата: Жазушы, 1979. – Т. 2. Стрела Махамбета: Роман. Гонец: Роман. – 368 с.

«Не сдался я своим врагам,

Я не отдал им жизнь свою,

Я покинул дом и семью…

Мой Жаик, привет старикам

Донеси по своим волнам!

Я пою и все не могу

Успокоить сердца тоску.

Неужели не придет пора

Махамбету ханский шатер

Пикой острой своей пронзить,

Распороть и настежь открыть?..»          

                                           Махамбет

         Роман Ануара Алимжанова «Стрела Махамбета» посвящен периоду казахской истории, который имел решающее значение для становления казахов как нации и для зарождения революционного движения...

Писатель создал в своем романе картину той эпохи, когда казахи увидели источник своего национального единства и революционного движения. Он связал освободительную борьбу казахов с русским революционным движением...

Читая книгу мы следуем за сложным развитием революционного сознания поэта и его лирики. Роман обладает большим поэтическим содержанием. Здесь представлено много стихотворений Махамбета, который выступает, как центральная фигура и выразитель интересов народа. Изображая жизнь народа, писатель знакомит нас с нравами и обычаями, мыслью и делами казахского народа того периода. Мы видим действенность стрелы Махамбета — его творчества. Так писатель художественно изображает неразрывное единение революционной личности и его эпохи.

         Страшный и тяжелый эпизод этого произведения – убийство Махамбета.

 Ахтанов, Тахауи

         Қаһарлы күндер: Роман. – Алматы: Атамұра, 2003. – 384 бет. – (Атамұра Кітапханасы)

Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин…

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин.

Трудная радость победы

В сердце солдата жива,

Только в рассказах об этом

Память скупа на слова.

Книга Тахавм Ахтанова «Грозные дни» - это военный психологический роман». Роман посвящен событиям под Москвой осенью 1941 года. В нем рассказывается о подвигах прославленной дивизии. За многими героями романа легко угадываются конкретные люди – Панфилов, Клочков, Момыш-улы, Малик Габдулин. В центре романа – история становления и формирования молодых командиров, превращения в храбрых солдат простых людей, история медсестры, ее трудного счастья и героической гибели.

Но писатель рассказывает не только о героях, но и о предателях и дезертирах. Писатель психологически тонко рисует отталкивающий образ штабного офицера Уали Молдыбаева. Параллельно с ним проходит еще один персонаж: это Добрушин, который в начале готов был предать посланных с ним в разведку солдат, но потом, что-то шевельнулось вдруг в груди, что предотвратило роковой шаг. Встреча с мальчиком, который вывел их к своим, совсем изменила Добрушина, и его смерть в поединке с танком воспринимается как убедительное свидетельство его нравственного возрождения.

По этой же теме, предлагаю вам ознакомление с военным романом Б. Момыш-улы «За нами Москва», фронтовыми былями Малика Габдулина «Будни войны», с произведениями Касыма Кайсенова о партизанских подвигах Великой Отечественной войны.

Айтматов, Ченгих Торекулович

         И дольше века длится день: Роман. – Алматы: Санат, 2001. – 448 с. – (История Казахстана: литературная хроника. Век XX)

«Оглянись на себя и подумай о том:

кто ты есть, где ты есть,

и куда же потом?»

                         Омар Хайям

Действие романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» происходит на железнодорожном разъезде Боранлы – Буранном, затерянном в бесконечных желтых степях. Главный герой романа — Буранный Едигей. Он простой рабочий на заброшенном в Средней Азии железнодорожном полустанке. Едигея волнуют все проблемы окружающей действительности.

Роман начинается с того, что Едигей везет хоронить за много километров на старое родовое кладбище своего давнишнего друга, мудрого старика Казангапа, чтобы исполнить все по заветам предков. Но на месте старого кладбища, где покоился прах многих поколений его народа, построили ракетный полигон, космодром, обнесенный колючей проволокой, с часовым у ворот. Его создатели были очень далеки от того, чтобы уважать чужие обычаи и чужие могилы. Едигея не пускают. Вокруг этой коллизии и разворачивается сюжетное повествование, в которое вплетены притчи, легенды. Так возникает тема поруганной, растоптанной памяти народа.

Историческая память народа и отдельного человека — это, по мысли писателя, основа его нравственности, духовных ценностей. Вековой опыт, трагический и драматический, закреплен в легендах, в исторических деяниях предков; на их основе вырабатывался национальный характер. Проблема сохранения памяти, истории народа, запечатленной в человеческих судьбах, находит в романе своеобразное художественное решение. Ч. Айтматов вплетает в повествование сказания, легенды, придавая их образам метафорически-обобщенный, философский смысл.

Одна из них, самая поразительная и широкая по смыслу, — легенда о «манкурте», у которого отобрана память о прошлом, о его роде, о матери. Враги надели на его голову сыромятный обруч (из сырой кожи) и оставили на солнцепеке. Усыхающая кожа так сжала голову несчастного, что это лишило его памяти. Потеряв память, он превратился в безгласного и покорного раба, который не узнал родной матери, когда она после долгих скитаний нашла его. Мать пытается вернуть ему память, расспрашивает о прошлом, напоминает о детстве, но пастух – манкурт не помнит ничего, даже своего имени, имени отца — Доненбая. Мать поет ему песни, какие пела над его колыбелью. Но приезжают воины, дают ему лук и стрелы и удивляются, что в его руке сохранилась память: несчастный стреляет без промаха. Наутро, когда мать снова пришла к нему, уговаривая бежать, он недрогнувшей рукой убивает ее. С ее головы упал белый платок, превратился в воздухе в птицу, и она полетела с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!» С тех пор в степи стала летать птица доненбай. А мать похоронили на кладбище и назвали его Материнским упокоем. Сюда и везет хоронить своего друга Буранный Едигей. Так писатель в легенде соединяет природный мир (родная земля, птицы над ней) с человеческим миром и его памятью. Пренебрежение к одному ведет к гибели другого.

Из айтматовского романа слово «манкурт», обозначающее того, кто не помнит своего прошлого, прошлого своего народа, широко вошло в современную речь, стало емким понятием. Соединяя явления реальности с метафорически-обобщенным, философским содержанием легенды, Ч. Айтматов создает образ огромной впечатляющей силы, образ-предостережение. Писатель помогает нам осознать общечеловеческие ценности как нравственную опору в наше время.

Представленные в данном обзоре книги помогут  вам окунуться в историю нашей страны. Ведь говоря словами Аристотеля: «…Художественное  изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчёт даёт только перечень подробностей».

История нашей родины древняя и богатая. Хочу повторить слова поэта К. Аманжолова:

Звени, домбра! Хвалу пою стране,

Степям, реке, тебе, родной народ!

За прошлое моё не стыдно мне,

Уверен я, в моём грядущем дне,

Богаче зарубежных я господ.

Просмотров: 1076


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст