В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс учеников.
Мэт Бербер
Применение формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Поэтому проблемы использования методов оценивания для обучения рассматривались учителями нашей школы на педагогических и методических советах, круглых столах и диалоговых площадках, на мастер-классах и при проведении Lesson Study.
Участники профессионального сообщества «Поиск» вновь собрались на коучинг, одной из задач которого стало подвести первые итоги работы по проблемной теме плана развития школы «Критериальное оценивание как средство повышения учебной мотивации к обучению». Ожидаемыми результатами коучинга было определено следующее:
- учителя знают об особенностях оценивания для обучения;
- учителя знают приёмы и инструменты ФО;
- учителя демонстрируют приёмы и инструменты ФО из собственного педагогического опыта.
После приёма «Острова» было проведено упражнение на активизацию внимания «Предложение». Когда каждый говорили по одному слову, чтобы получилось предложение, небольшой текст, уже стал понятен примерный круг вопросов, которые участники коучинга хотели бы ещё раз конкретизировать для себя. Далее на этапе целеполагания учителями были определены SMART- цели сегодняшнего занятия. После деления на группы проведён мозговой штурм «Формативное оценивание: что это? для чего? как осуществляется?». Учителя проработали данные вопросы сначала самостоятельно и кратко записали свои ответы на стикерах-«яблочках», потом обсудили в парах и в группах выбрали 1-2 лучших ответа. Эти «плоды» были представлены на «Дерево знаний», а участники из других групп провели взаимооценку. Искренние аплодисменты получили участники 3 группы, которым удалось наиболее кратко, чётко и доступно обобщить в своём ответе знания по теме коучинга. После этого учителя обсудили основные аспекты организации формативного оценивания на уроке, поделились своим личным опытом по вопросам: когда проводится, кого информирует, какова роль учителя, какова роль ученика и каковы формы проведения ФО? Оценивали высказывания при помощи «смайликов»: «Я согласен с ответом», «Я могу дополнить», «Я не согласен с ответом». В правильности своих взглядов учителя убедились, познакомившись с некоторыми положениями из Методических рекомендаций по использованию системы критериального оценивания учебных достижений учащихся. Главным на коучинге стало составление своеобразного «Путеводителя по формативному оцениванию». Полезными были рекомендации завуча начальных классов, учителя 2 класса, Бекибаевой Р.Е., которая представила материл «Формативное оценивание: 55 фраз для похвалы ребенка и стимулирования его к лучшим своим проявлениям». Далее учителя представляли собственные приёмы ФО и новые стратегии, с которыми они познакомились на коучинге: «Смайлики»,«Цветовые дорожки», «Дерево успеха», «Лестница успеха», «Дорожка успеха», «Техника «Рефлексивная мишень», «Метод «Анкета»», «Продолжи предложение», «Бонусы», «Запустите корабль в море Знаний», «Чемодан, мясорубка, корзина», «Сигналы рукой», «Весы настроения», «Аплодисменты»,«Словесная оценка», «Светофор», «Цветные стикеры», «Метод «Благодарю…»» и др. На завершающем этапе была организована беседа «Трудности формативного оценивания и пути их преодоления». Результатом работы стало выработка конкретных рекомендаций по организации ФО:
- вовлекать учащихся в процесс оценивания постоянно: обсуди работу, дай словесную оценку, задай вопрос и т.п.;
- давать чёткие инструкции по оцениванию;
- критерии оценивания должны быть разработаны заранее и предоставлены ребятам на каждом уроке, при оценивании любых работ;
- вовлекать учащихся в процесс создания критериев оценивания;
- использовать различные приемы, стратегии формативного оценивания, создавая гибкую систему оценивания в собственной практике преподавания и обучения;
- убеждать учеников и родителей, что намного эффективнее наблюдать прогресс результатов, а не завышать их первоначально;
- составлять планы уроков, отражающие процесс применения формативного оценивания.
К концу коучинга учителя пришли к выводу, что цели достигнуты, а наиболее ценным стал обмен опытом по использованию конкретных приёмов и инструментов формативного оценивания.